В Пскове подвели итоги Всероссийского проекта по развитию школьных театров «Школьная классика»
В рамках Дней пушкинской поэзии и русской культуры на территории Научно-культурного центра «Пушкинский Заповедник» в Псковской области состоялось подведение итогов Всероссийского проекта «Школьная классика». В ходе круглого стола, посвященного вопросам развития школьных театров, были рассмотрены предложения советников директоров по воспитанию и педагогов-руководителей школьных театров по предоставлению Пушкинской карты ребятам с 6-7 лет, проведению проекта «Школьная классика» в каждом федеральном округе, а также вопросы выделения целевого финансирования, развития единой методической базы и материально-технического обеспечения школьных театров.
В финале проекта «Школьная классика» лучшие школьные театры из 10 регионов России, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, представили конкурсные спектакли увлеченным драматургией сверстникам и заинтересованным в культурном росте подрастающего поколения взрослым. Тема для конкурсных проектов — «Наставничество в отечественной литературе» — была выбрана неслучайно и отражала актуальную повестку Года педагога и наставника. Как показывает практика, школьные театры становятся источником вдохновения и мотивации не только для обучающихся, но и для педагогов.
В круглом столе приняли участие начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков, начальник Департамента проектов и программ в сфере воспитания детей и юношества Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Ирина Плещева, Министр Просвещения Сергей Кравцов, Епископ Русской православной церкви, митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, Митрополит Тихон (Шевкунов), председатель правления Российского движения детей и молодёжи Григорий Гуров, ректор Театрального института им. Б. Щукина, Народный артист Российской Федерации Евгений Князев, директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Александр Кудряшов, а также советники директоров по воспитанию, руководители коллективов-финалистов проекта «Школьная классика» и педагоги-руководители школьных театров.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что школьные театры имеют огромное значение для развития способностей детей и подростков.
«Очень важно максимально задействовать школьников в различных внеурочных активностях и создать условия для проведения фестивалей и других мероприятий не только в больших, но и в малых городах России. Понятно, что не все ребята, которые играют в школьном театре, пойдут поступать в театральное училище. Но такая занятость очень полезна для развития детей. Поэтому мы, конечно, будем продолжать оказывать поддержку школьным театрам. Наша задача в следующем году – обеспечить в каждой школе необходимые возможности для организации театрального кружка», – сказал Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Он добавил, что следующим шагом развития школьных театров станет синхронизация программы по литературе с репертуаром кружков, с тем чтобы школьники могли лучше познакомиться с классикой отечественной литературы и глубже погрузиться в изучаемые произведения.
Директор Росдетцентра Александр Кудряшов отметил, что музей-заповедник Михайловское, где создавал свои лучшие произведения Александр Сергеевич Пушкин, пропитано уникальной энергетикой, в которой можно творить и планировать самые интересные и амбициозные проекты:
«Школьная классика — это проект, который направлен на развитие и популяризацию школьных театров во всех образовательных организациях. Мы знаем, что советники директоров по воспитанию сейчас уделяют особое внимание школьным театрам в организации школьных пространств. Результаты аналитики, которую мы провели, показали, что школьный театр является одним из самых популярных. 75% школ, где работают наши Навигаторы детства, уже интегрированы в проект по созданию театров. Сегодня мы обсудили основные треки нашего проекта. Советники директоров по воспитанию поделились своими наработками и рассказали, что школьный театр активно развивается, в нем появляются новые направления: театр теней, кукольный, семейный и драматический театр. Всё это доказывает, что школьный театр имеет многогранную палитру возможностей. Дети в нем могут получить не только прекрасные эмоции, но и новые компетенции».
В ходе круглого стола советники директоров и педагоги поделились опытом и внесли конструктивные предложения по развитию школьных театров.
Советник директора по воспитанию Средней общеобразовательной школы № 1 города Новочеркасск Ростовской области Оксана Старкова рассказала, что 12 лет назад она стала руководителем творческого кружка, который был создан по инициативе школьников. Со временем кружок превратился в настоящий школьный театр. Вначале коллектив приглашали выступать только на городских мероприятиях, но со временем ребята стали участвовать и во Всероссийских фестивалях и конкурсах. Сейчас у юных артистов есть мечта – покорить еще одну театральную сцену и попасть на фестиваль «Школьная классика» во Всероссийском детском центре «Орленок», организованный «Российским детско-юношеским центром» совместно с Российским движением детей и молодежи «Движение Первых» и Театральным институтом им. Бориса Щукина. Педагог поделилась с участниками форума своей инициативой:
«Мне бы очень хотелось, чтоб проект «Школьная классика» проходил не только на всероссийском уровне, но и в федеральных округах, и в регионах. Можно было бы ставить постановки в разных жанрах — это позволит вовлечь большее количество детей в театральную деятельность и расширить географию проекта «Школьная классика».
Советник директора по воспитанию Основной общеобразовательной школы №2 города Козельска Калужской области Юлия Родина отметила, что часто при выборе художественных произведений педагогам сложно найти материалы для постановки спектакля, которые были бы интересны современным детям и, в то же время, несли большой воспитательный заряд. Она предложила организовать единое методическое обеспечение деятельности школьных театров.
Педагоги предложили рассмотреть возможность предоставления Пушкинской карты ребятам с 6-7 лет; выделения целевого финансирования школьных театров; масштабирования практики проведения детских смен по направлению школьных театров, апробированной в «ВДЦ «Орленок» на уровне федеральных округов, региональном и муниципальном уровнях в других детских центрах; развития наставничества среди участников школьных театров и многое другое.
По итогам круглого стола Сергей Кравцов вручил педагогам – руководителям школьных театров Благодарственные письма Минпросвещения России.
Советник директора по воспитанию школы №1 города Новочеркасска Ростовской области, руководитель школьного театра «Первый ряд» Оксана Старкова отмечена за развитие творческих способностей детей в театральной деятельности, преемственности культурных традиций среди коллективов младшей и старшей группы, неоднократное участие и выход в финал в проекте «Школьная классика». Руководитель творческой мастерской «Юные Гении» образовательного центра «Южный город» Самарской области Ольга Суменкова получила ведомственную награду за многолетний добросовестный труд и значительный вклад в развитие детского театрального творчества, наставническую деятельность в сфере школьного театра Поволжского образовательного округа. Руководителю «Театра юных москвичей» московского центра дополнительного образования «Воробьевы горы» Андрею Задубровскому вручили Благодарственное письмо за уникальное прочтение классических произведений, новые подходы в работе с детским школьным театральным коллективом.
Напомним, что третий сезон «Школьной классики» стал самым масштабным в истории проекта. Он объединил 1141 школьный театральный коллектив из 76 регионов страны. Общее количество участников, в числе которых юные актеры, режиссеры, костюмеры, гримеры, художники-декораторы и их наставники, составило 9128 человек. По сравнению с сезоном 2022 года число коллективов и участников выросло почти вдвое.
В ходе второго и третьего сезонов «Школьной классики» порядка 650 советников директоров по воспитанию и педагогов из школ и организаций среднего профессионального образования из разных регионов России прошли программы дополнительной профессиональной подготовки и переобучения. Организаторами обучающих программ выступают Росдетцентр, ведущие педагогические вузы России, а также Театральный институт им. Б. Щукина.