ГлавнаяНовостиНовостиГоризонты развития Новой философии воспитания обсудили в Министерстве просвещения РФ

Горизонты развития Новой философии воспитания обсудили в Министерстве просвещения РФ

Кнопки новости назад

Горизонты развития Новой философии воспитания обсудили в Министерстве просвещения РФ

 

Диалоговая площадка «Новая философия воспитания: горизонты развития» состоялась в пресс-центре Министерства просвещения РФ. В работе площадки приняли участие директор Российского детско-юношеского центра Александр Кудряшов, профессора и преподаватели ведущих педвузов России, эксперты профильных ведомств. Одной из ключевых тем обсуждения стала роль советников директоров по воспитанию в развитии единого воспитательного пространства в общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

«Воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление государственной политики России. Благодаря поддержке нашего Президента Владимира Владимировича Путина и Министерства просвещения РФ сейчас реализуется множество проектов и программ, направленных на комплексное развитие образования и воспитания в нашей стране. Для консолидации усилий в этой деятельности в каждом субъекте по инициативе региональных команд проекта «Навигаторы детства» при участии экспертного сообщества, партнёров и органов власти, проводятся стратегические сессии и научно-практические конференции, которые позволяют с одной стороны, обменяться существующими воспитательными практиками, с другой стороны, разработать новые результативные механизмы и инструменты, которые способствуют качественному взаимодействию с детским, родительским и педагогическим сообществами и достижению общих результатов на благо системы образования и воспитания всей страны», – отметил Александр Кудряшов.

Директор Росдетцентра в своём выступлении коснулся идей и опыта советников, озвученных в ходе стратегических сессий, которые прошли во всех регионах страны в начале этого года, а также на марафоне региональных научно-практических конференций, которые проходят в областях, республиках и краях в октябре-декабре. Эти флагманские события объединяют детей и взрослых, педагогов и родителей, представителей государственных и общественных организаций, ученых и практиков. Их главная цель – выработать единые подходы и определить методы, наиболее эффективные для формирования гармоничной личности, способной успешно адаптироваться к вызовам будущего.

Значительное место в системе воспитания занимают общественные организации и движения, и одна из ключевых задач советника директора – грамотно выстраивать с ними диалог. Теоретическим и практическим аспектам такого взаимодействия посвятила свой доклад советник по методическому обеспечению правления «Движения первых», кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования РФ Лариса Львова.

«Все мы активные участники системы воспитания, возрождаемой совместными усилиями образования, движения детей и молодёжи, культуры, спорта, молодёжной политики, детского отдыха, родительских, ветеранских сообществ на основе государственных приоритетов поддержки детства. Созидать вместе с детьми должны все вместе: советник по воспитанию и наставник первички Движения Первых», – сказала Лариса Львова.

В современной школе дети не просто получают знания, но при содействии советников директоров учатся принимать решения, брать на себя ответственность, раскрывают и развивают таланты и лидерские качества. Действенным инструментом является ученическое самоуправление, которое позволяет учащимся активно участвовать в управлении школьными процессами, в команде решать разные, порой сложные, задачи. О необходимых условиях развития ученического самоуправления и соучаствующем управлении развитием общеобразовательных организаций рассказал ведущий научный сотрудник научно-исследовательского финансового института Минфина России, доктор наук Борис Куприянов.

«В центре традиционных ориентиров современной отечественной системы воспитания – детско-взрослые отношения, где взрослый – это старший товарищ. И это новаторская идея по сравнению с предыдущим этапом развития воспитания, где педагог стоял, можно сказать, на некоторой высоте. Сегодня государство даёт нам шанс выделить среди взрослых тех, кто может встать с ребёнком вот в эту равную позицию соучастия», – подчеркнул Борис Куприянов.

Один из флагманских проектов, который Росдетцентр реализует при поддержке Минпросвещения России, – «Орлята России». Он объединяет уже более 200 тысяч классов начальной школы из 89 регионов – 5 миллионов мальчишек и девчонок и 185 тысяч учителей начальных классов. Кроме того, в проекте задействованы родители школьников, старшеклассники-наставники и советники директоров по воспитанию. Программа помогает младшим школьникам осознать свою принадлежность к великой стране, почувствовать гордость за её историю и культуру, развивать уважение к традициям и любовь к природе. Дети не просто получают знания, но и активно участвуют в различных мероприятиях, приобщаются к патриотической работе и добровольческой деятельности. Больше о возможностях методик, используемых в рамках программы «Орлята России», участники диалоговой площадки узнали из выступления заведующей кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка института детства Российского государственного педагогического университета имени Герцена Людмилы Савиновой.

«Важно, чтобы младший школьник, который только начинает учёбу, увидел интересную школьную жизнь, возможности и открывающиеся перспективы, почувствовал вовлечённость. Программа «Орлята России» позволяет ему включиться в деятельность, которая несёт радость и пользу окружающим», – пояснила Людмила Савинова.

Проект «Навигаторы детства» реализуется в России четвертый год. Советники директоров – это более 37 тысяч педагогов в почти 30 тысячах школ и трёх тысячах организаций СПО во всех 89 российских регионах и городе Байконуре. В завершающем работу диалоговой площадки докладе заместитель руководителя учебного центра Росдетцентра Анна Сергутина раскрыла тему развития идей Новой философии воспитания в практике работы советников директоров.

«Мы создаём условия для развития талантов и способностей детей и молодёжи, поддерживая их идеи и направляя в нужное русло. Советники выступают звеном, объединяющим разные стороны воспитательного процесса: детей, их родителей, педагогов, социальных партнёров и так далее, и наша задача помочь им освоить необходимые методики, технологии, формы взаимодействия», – сделала вывод Анна Сергутина.

Диалоговая площадка «Новая философия воспитания: горизонты развития» состоялась по инициативе Росдетцентра при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках единых организационно-методических мероприятий, проводимых региональными ресурсными центрами Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в субъектах России в 2024 году.

IMG_3038-2